Категории

  • Одежда
  • Игрушки
  • Ноутбук
  • Последние новости

    Календарь

    Облако тегов

    Архивы

    Счетчики

    Новый миграционный закон в Германии: последствия для Украины / Украинский институт будущего

    Новый миграционный закон в Германии: последствия для Украины

    ФОТО: zik.ua/news

    В начале недели Германия приняла долгожданный закон об иммиграции, который будет иметь большие последствия для стран Восточной Европы и будущего развития немецкого рынка труда. Он упрощает процедуру получения иммигрантами трудовых виз, а также расширяет для них возможности переехать в ФРГ и найти здесь работу. Закон долго обсуждался в высоких кабинетах Берлина. Партии-партнеры по коалиции пытались достичь компромисса, не отдавая своих позиций по миграционной политики. Время для принятия закона об иммиграции довольно рискованный - немецкие власти как раз находится под шквалом критики из-за неопределенности относительно миграционной политики, а ее оппоненты только и ждут, чтобы правительство сделало ошибку. Тем не менее, канцлер ФРГ Ангела Меркель все-таки решила пойти на этот риск, ведь от этого зависит будущее экономики страны и ее социальной модели.

    По подсчетам немецкого Федерального агентства труда, каждое второе рабочее место в стране занято иностранцем. На момент сентября этого года, в Германии уже зарегистрированы 1500000. Трудовых мигрантов из стран Восточной Европы. Среди них 422 000 поляков и 349 000 румын. Еще 614 000 трудоустроенных иностранцев - граждане Греции, Испании, Италии и Португалии. Среди трудовых мигрантов немало и украинский.

    Такое огромное количество иностранцев, которые обслуживают немецкую социально-экономическую машину, объясняется демографическим кризисом, в котором оказалась вся Европа. Начиная с 1980-х годов на фоне становления нового научно-технологического уклада, перехода от одной мировой системы к другой и общего подъема уровня жизни в европейских странах, население на континенте начало уменьшаться. Старение нации, увеличение продолжительности жизни, миграционное давление и снижение уровня рождаемости во многих странах Европы привело к демографическому кризису. С каждым годом количество молодого трудоспособного населения уменьшалась, зато росло число пенсионеров. Это заставило многие страны открыть двери для мигрантов из других частей Европы и других регионов мира. Прежде всего, это касалось постсоветского пространства, жители которого после 1991 года были готовы к переезду в более богатые, более продвинутые страны «западного блока».

    Демографический кризис, а с ней и кризис самой либерально-демократической системы, очень ярко проявилась в Германии в течение последних 8-10 лет, когда традиционный политический ландшафт начал меняться под давлением глобальных трансформаций и подъем альтернативных анти-глобалистских сил. Пока старые послевоенные либеральные элиты культивировали политику «открытых дверей» и упрощение миграционного законодательства для заполнения «дыр» на рынке труда, их оппоненты из числа национал-популистов использовали эту тему для продвижения своих взглядов, основанных на идеях национал-консерватизма, анти-глобализма и антилиберализму. Выборы 2017 в ФРГ окончательно показали этот раскол.

    Тем не менее, несмотря на политическую потасовку на выборах, необходимость стабилизировать демографический баланс и решать вопрос нехватки трудовых ресурсов все равно преследует правящие круги, даже оппозиционные. Закон об иммиграции, который приняли на днях, является компромиссом политиков о том, как преодолеть кризис, но при этом не открывая двери для мигрантов из Ближнего Востока и Африки. Немецкое миграционное законодательство является одним из самых легких для иммигрантов с высоким уровнем образования. Получить немецкую трудовую визу гораздо легче, чем британскую, канадскую или австралийскую или даже французский. Немало беженцев с востока, собственно, пользовались этим, чтобы с легкостью въехать в ФРГ во время миграционной кризиса 2014-2015 годов.

    Новый закон об иммиграции, подготовленный Министерством внутренних дел во главе с Хорстом Зеехофер, добавил новые критерии отбора иностранцев на работу. Теперь, они должны не только подтвердить свою квалификацию в Германии, но и знать немецкий язык. Однако с другой стороны, кроме усиления критериев, законодательство облегчили для иммигрантов среднего уровня образования. Это как раз та категория людей, которые необходимы для немецкой экономики: воспитатели детских садов, медсестры, строители, электрики и т. По данным МВД, они составляют сейчас около 60% немецкого рынка труда. Закон также сосредоточен на точечный поиск квалифицированных рабочих из-за рубежа. Человек, желающий трудоустроиться в Германии, получит визу после того, как заполнит анкету со своим резюме, получит приглашение от работодателя и будет утверждена компанией. Подобная система много лет действует во многих скандинавских странах.

    Кроме того, закон об иммиграции не распространяется на беженцев. Это явная уступка правительства Меркель своим консервативным партнерам по коалиции - Христианско-социальный союз, а также консервативном крылу партии самой канцлера. Закон облегчил для Германии процесс привлечения трудовых ресурсов из стран Восточной Европы, где существует большое количество молодых специалистов среднего звена - те, кто нужен немецкой машине на нынешнем этапе ее развития.

    Закон стал личной политической победой для Ангелы Меркель и ее шаткого коалиционного альянса. Она сумела вырвать от своих партнеров необходим для политической стабильности компромисс, и вместе с этим сумела избежать непопулярных шагов по облегчению иммиграции для беженцев и обезопасила себя от шквала критики со стороны оппозиции. Кроме того, закон поможет Германии выйти из демографического кризиса в стратегической перспективе, абсорбируя все больше мигрантов с востока. Для страны, которая является локомотивом развития всего Евросоюза стабильность экономики является первым приоритетом.

    Однако утверждения нового закона - плохая новость для стран Восточной Европы. Германия включает свой «пылесос» и будет с удвоенной силой высасывать трудовые ресурсы государств, которые сами страдают от нехватки рабочей силы и старения нации. Более того, открытие немецкого рынка именно для рабочих среднего уровня образования - инженеров, строителей, медсестер - еще больше ухудшит ситуацию в Восточной Европе, где этих самых рабочих уже НЕ недостаточно. Особенно тяжелым удар будет по Венгрии, Румынии, Польше и Словакии.

    Однако это плохие новости и для Украины, ведь здесь так же наблюдается острая нехватка квалифицированной рабочей силы, а молодое трудоспособное население массово выезжает заграницу в течение последних 20 лет. Украина уже сейчас страдает от нехватки рабочей силы из-за того, что значительная часть Украинской предпочитают соседним Польше, Словакии, странам Балтии и Румынии. Многие граждане Украины выезжают и в Западную Европу, а также в Италию, Испанию и Грецию. А количество желающих получить «грин-кард» в США в этом году побило все рекорды.

    Теперь, когда Германия откроет еще и свой рынок для украинского, это станет мощным ударом по рынку труда в Украине и ее демографии. Это стратегическая угроза национальным интересам Украины и ее экономическому развитию. Чем больше людей, способных продуцировать добавленную стоимость, выезжать за границу, тем более уязвимой станет вся социальная система в Украине. Демографический кризис, на мой взгляд, один из самых больших вызовов для Украины в последние десятилетия.

    В таких условиях, Украине следует сосредоточить свое внимание (политическую, дипломатическую и медийную) на проблемах демографии и миграции. Необходимо искать пути сдерживания потоков мигрантов за границу из-за повышения эффективности государственных институтов, привлечения инвестиций, создания рабочих мест, стабилизации экономики и поддержания малого и среднего бизнеса с целью его поощрения и в дальнейшем развиваться в Украине. К сожалению, пока основной информационный дискурс в Украине циркулирует только вокруг духовно-гуманитарных и культурных вопросов, таких как язык, история и религия. Если демографическая тенденция продолжится, то очень скоро в Украине просто некому будет разговаривать на украинском или изучать историю.

    Эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего Илия Куса

    Материал впервые опубликован на сайте факты ICTV

    Поиск

    Реклама