- Почему Minecraft
- Недетский интерес - школьники и IT
- Как это работает
- Готовы ли украинские школы к такой «Minecraft-революции»
- Общество и государственное образование - война миров
- Зачем нужно коллективное финансирование
- Планы на будущее
- Три совета активистам социально ориентированных проектов
Среди украинских общественных организаций есть ряд работающих над модернизацией школьного образования с использованием современных технологий. Одна из таких инициатив - «Мечты. Играй. Действий », в рамках которой учащимся предлагается разработать собственный проект школьного двора с помощью ... Minecraft.
Идея привлекать детей к проектированию через компьютерные игры не является новой для мировой практики, однако в Украине проект решили действительно воплотить в жизнь, для чего запустили кампанию по коллективному финансирования. Запланированного результата краудфандинг не достиг, и активисты не отказались от идеи перенести виртуальные разработки школьников в реальность.
О сути проекта и дальнейших планах команды по внедрению Minecraft в украинских школах нам рассказала Ирина Яковчук - один из инициаторов проекта «Мечты. Играй. Действий », а также соучредитель урбанистической агентства« urban кураторы ».
Почему Minecraft
Идея проекта родилась в рамках MitOst Forum Participatory Urban Development, где мы познакомились с экспертом по Геймификация Андреасом Готтшальтом, которого потом привлекли к нашему проекту в качестве партнера. Благодаря взаимодействию на форуме мы провели ознакомительную поездку в Германию, где узнали, как школьников привлекают к планированию двор школы, используя игровые механизмы Minecraft. С разрешения немецких партнеров мы переняли методику и немножко ее доработали, создав проект «Мрий.Грай.Дий» .
Дело в том, что в Германии такие процессы используются просто как элементы обучения, одним словом, - это инструмент. Никаких причинно-следственных связей за ними нет. Мы же решили, что не можем себе позволить такой «роскоши» и должны показать детям, что за их мечтами и игрой должны быть действия. В этом основное отличие между тем, что делают в Европе, и тем, что вкладывали мы в этот проект. Кроме эксперта по Геймификация, мы привлекали к работе с детьми социальных аниматоров, архитекторов-урбанистов. С самого начала планировалась «взрослая» игра с серьезными последствиями.

Планирование рабочего процесса в киевской школе №172
Стоит вспомнить, что проект является инициативой трех организаций: «Культурный диалог» (Кременчуг), «Urban кураторы» (Киев) и «Детские географии» (Киев).
Недетский интерес - школьники и IT
Интерес детей к современным технологиям сегодня очень высок. Когда мы проводили отбор среди учащихся на участие в проекте, они заполняли анкету. Одним из вопросов был: «Есть ли у вас опыт игры в Minecraft?» Из 40 учеников только 2 ребенка ответили отрицательно. Все остальные дети играли и указывали «стаж» в 3-4 года, на суперсложных уровнях.
Дети от малого уже играют и чувствуют себя в виртуальном мире, как рыба в воде. Мы ставили условием возраст участников проекта 11-17 лет, но в процессе приобщали и младших детей - 9-10 лет. Подозреваю, что играют и еще младшие дети, но мы хотели получить осмыслении решение, - если хотите, «взрослые» точки зрения, - поэтому решили не снижать возрастной ценз. Если судить по тому, как дети реагировали на наш проект, можно догадываться, что школьная программа не удовлетворяет спрос учеников на технологии.

«Мечты. Играй. Действий »в кременчугскому лицее №4
Как это работает
В рамках реализации нашего проекта школьники, как можно догадаться, мечтают, играют и действуют 🙂 Проект состоит из трех частей, схематично его суть изображена в следующей таблице:
К первому пилотного проекта по Геймификация привлекли около 40 детей - по 20 в каждой из школ. Примеры того, что спроектировали ученики лицея №4, м. Кременчук:
Общий вид Minecraft-двор лицея
Проект школьного двора, каким его видят ученики киевской школы №172:

Общий вид Minecraft-двор школы
Готовы ли украинские школы к такой «Minecraft-революции»
Практика использования Геймификация в школьных процессах очень нова для Украины. Поэтому идея и инициатива шла не от школьных учреждений, а от нас. После подачи заявки и получения гранта от WNISEF и CANactions у нас было всего несколько недель на подготовку. В данном случае мы воспользовались «теплыми» контактами при выборе школ. Очень важно, чтобы дирекция школ нам доверилась. Ведь это - пилотный проект, такого в Украине еще никто не делал. Мы сами на 100% не знали, как пойдет процесс. Было четкое осознание того, что могут быть всякие неожиданности, решать которые придется в процессе реализации.
В Кременчуге, например, школьные компьютеры не был запущен Minecraft. Два компьютерных класса - и ни одна машина не запускает игру. Если бы не директор Кременчугского лицея №4, которая мгновенно присоединилась и вместе с нами и детьми начала искать варианты решения проблемы, мы бы потеряли драгоценное время и, возможно, разочаровали бы детей. Важно чувствовать поддержку администрации и готовность к сотрудничеству. Нам повезло: мы нашли такие школы и таких директоров.

«Мрий.Грай.Дий» в лицее №4, м. Кременчук
Общество и государственное образование - война миров
В процессе реализации проекта я пришла к выводу о проблеме сопротивления старой системы к внедрению инноваций. Наши партнеры, компания Microsoft, которые предоставили нам учетные записи Minecraft for education бесплатно, сейчас активно работают над внедрением практик использования Minecraft в образовательных процессах. Они привлекают учителей школ, проводят для них тренинги и мотивируют использовать игру в процессе преподавания своего предмета. Я бы хотела ошибаться, но думаю, что желающих пока немного. Понимаете, учителю надо захотеть изменить учебную программу; сделать огромный кусок работы - придумать, как используя игру, учить так, чтобы детям было интересно на предмете. Думаю, таких учителей - единицы.
БОЛЬШЕ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В школьном образовании:
Обобщенных особенностей сотрудничества с образовательными государственными учреждений нет - это очень индивидуально и бывает по-разному. Многое зависит от человеческого фактора. Если в школьном кабинете сидит человек, которому не все равно, заинтересованное в том, чтобы в головах у детей что-то менялось, то процесс идет быстро - и бюрократические моменты сводятся на минимум настолько, насколько это возможно. Если же у чиновника есть много отговорок, вы можете застрять на одном только этапе получения разрешения на реализацию проекта в школе. У нас были некоторые трудности, но мы ОЧЕНЬ упорные 🙂
«Мечты. Играй. Действий »в школе №172, г.. Киев
Зачем нужно коллективное финансирование
Мы организовали кампанию по сбору средств «Мрий.Грай.Дий» на платформе коллективного финансирования «Спильнокошт». она уже завершилась И завершилась неуспешно - мы не собрали необходимой суммы. Поэтому сейчас будем пытаться привлекать партнеров и спонсоров, искать другие пути реализации детской мечты.
Все желающие помочь нам в этом могут поддержать наш проект: добрым словом, распространением информации, предоставлением строительных материалов, денежными взносами в наши следующие кампании. мы открытые для любых видов партнерств и взаимодействий.
Планы на будущее
Очень хотелось бы, чтобы проект жил и развивался, переживал изменения и модификации. Пока мы сосредоточены на том, чтобы реализовать хотя бы частично то, что уже создали дети. Архитекторы разработали проекты, основанные на желаниях детей, поделив эти разработки на этапы. Начать можно с чего-то небольшого, а дальше двигаться в соответствии с возможностями и поиска ресурсов.
Важно не то, сколько мы сможем реализовать, а показать, что это вообще возможно. Дети не верят, что могут что-то изменить. Они чувствуют себя заложниками системы, даже начать мечтать для них было трудно. Мы не ставили перед детьми никаких барьеров, они могли насочинять все, что угодно. Для них трудно было осознать: границ нет.

«Мрий.Грай.Дий» в лицее №4, м. Кременчук
Для общения с нами можно использовать страницу в Facebook - там указаны все контакты, мы обязательно ответим и будем рады сотрудничеству с активистами и новыми школьными учреждениями.
Три совета активистам социально ориентированных проектов
Начинайте такие проекты только, если уверены в своей команде и своих партнерах. Инновационные, «непонятные» большинства проекты становятся возможными только при условии, что ваша команда верит в них так же, как и вы. Это очевидные вещи, но очень важны! Один в поле - не воин. Особенно, если война предполагается с бюрократией и пессимизмом в человеческих головах.
«Мрий.Грай.Дий» в лицее №4, м. Кременчук
Начиная реализацию проекта, будьте готовы, что частично все пойдет не так, как вы того ожидаете. Ваша задача - выносить из каждой такой ситуации положительный опыт и становиться сильнее. Концентрируйтесь на проблеме, просчитывайте возможные варианты выхода из ситуации - и реализуйте лучший из них. В процессе вы поймете, что именно так все и должно быть, именно к таким последствиям и выводов вы должны были дойти. Все что не делается - к лучшему.
Любите то, что делаете, и живите этим. Проанализируйте для себя, перед тем, как начать проект: делает вас такая деятельность счастливым (-ой)? Если вас не вдохновляет, если вы не кайфую от процесса - это не ваше занятие. Будьте честными с собой. Такие проекты очень часто не приносят ничего, кроме морального удовлетворения и чувства изменений. Если для вас этого недостаточно - этот путь не ваш.
И еще один совет, как бонус: верьте в себя и в людей вокруг! Они обладают способностью нас удивлять 🙂
Фото: «Мрий.Грай.Дий» | Разговор состоялся в рамках спецпроекта «25 историй об Украине»
Одним из вопросов был: «Есть ли у вас опыт игры в Minecraft?Проанализируйте для себя, перед тем, как начать проект: делает вас такая деятельность счастливым (-ой)?